Роды казахов

Тюркские и монгольские рода на сайте Игоря Гаршина

Шежире (шегире) - генеалогическое древо казахов

Шежире - генеалогическое древо казахов. Современный казах может определить своих 22 прямых предка . Это очень важно - по казахскому обычаю в брак можно вступать только с человеком, не имеющим родство до 7 колена. Все до 7 колена считаются родственниками.

Родословные древа казахских жузов

Жуз (джуз) - в переводе с казахского "сто". Условно говоря, жуз - объединение 100 родов. Казахи так представляют родословные своих жузов (по предкам):

Родоплеменная структура казахов

Каждый род имел свой родовой знак - тамгу (клеймо) для указания владельца скота и имущества, а также воинской принадлежности. Эти родовые клейма зародились еще в южно-уральских курганных культурах эпохи неолита. Возможно также, имелось взаимное влияние этих знаков и знаков древнебулгарской письменности - еще не дешифрованной, хотя и напоминающей орхоно-енисейское письмо древних тюрков. Письменность, вероятно, приспособлена для вырезания знаков на дереве или камне, из-за чего она и имеет рунообразную форму, как и тамги.

Родоплеменная структура казахов:

www.garshin.ru

Жуз — Википедия

Семья в жузах

В жузах определяется чёткое предназначение каждого сына в семье. Воспитанием каждого сына занимались разные люди.

  • Старший сын отправлялся на воспитание бабушке и дедушке.
  • Средний сын оставался у родителей и впоследствии обязывался помогать всей семье.
  • Младший сын становился воином. Он обучался фехтованию, стрельбе из лука и пр.

Знание своего родословного древа - обязанность каждого члена жуза. Любой родственник, пришедший за помощью (пусть даже самый дальний), обязательно получит её.

Возникновение

Жуз — племенные союзы казахских родов. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того, чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие племенные союзы.

По мнению Н. А. Аристова, объединение в жузы произошло во время набегов джунгар.

В. В. Барто?льд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.

М. П. Вяткин соглашается с доводами Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы.

Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X—XII веках, до объединения Чингисханом тюрков и монгол в одну тюрко-монгольскую империю.

Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI века система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта и само понятие — жуз. Некоторые учёные связывают его с арабским словом джуз — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первые сведения о жузах начинают появляться в середине XVII века. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634—1641 годах, описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахским «жузом».

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности:

  1. внутреннее региональное единство;
  2. культурно-хозяйственная общность;
  3. общность политического руководства.

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве властью. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов.

Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

ru.wikipedia.org

Казахи 9 томов, казахи роды племена, казахи ру, казахи картинки, казахи гуляют остальные наблюдают вк, казахи женщины | kodcupon.ru

Казахская кухня Казы — деликатесное конское мясо

Основные блюда — мясные. Одно из популярных казахских блюд называется «Ас» (пища), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как . Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык, ветчина — жая. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» — нанизанная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.

Куырдак — традиционное казахское мясное блюдо

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (более кислый обезвоженный айран), курт (высушенный ?аты?), ірімшік (сушёный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже? (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай с молоком (также используют сливки). Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

К известным сладостям относится «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле — шелпек; «таба-нан» — лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандырный — лепёшки испечённые в тандыре. Другие виды хлеба: кульше, карма. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шелпеки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау — зимовья). В качестве масла использовался жир (бараний, говяжий) который позволяет сохранить вкус и свежесть баурсако и шелпеков надолго.

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»

Национальные виды спорта

Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008

.

  • Байга — скачка на расстояние 10 — 100 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать»).
  • Аламан-байге — скачки на длинные дистанции (40 шакырым).
  • Кунан-байге — скачки молодых лошадей — двухлеток.
  • Жорга-жарыс — скачки иноходцев.
  • Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем. Парень должен догнать и потом поцеловать девушку, которая ему нравятся, если он это не сможет сделать, девушка должна его догнать и побить кнутом
  • Кокпар — борьба джигитов на конях за тушу козла, необходимо донести тушу в «казан» (условные ворота).
  • Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка.
  • Сайыс — борьба, сидя на лошадях.
  • Казакша курес — национальная казахская борьба.
  • Тогыз-кумалак — девять шариков (настольная игра).
  • Асыки — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки).
  • Лянга — игра, в которой ногами набивают подобие маленького мячика, наполненного сыпучим материалом, либо небольшой кусок свинца, зашитый в овчину. Аналогична европейской игре сокс.
  • Буркут-салу — охота с ловчими птицами(беркутами, соколами) до первой дичи.
  • Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
  • Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.
  • Жекпе-Жек — вновь возрожденное национальное боевое искусство, аналог боев без правил.

Традиции

Основная статья: Казахские традиции

Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности.

Ранее имело место изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. В советский период в Казахстане боролись с традициями, как с «пережитками прошлого».

kodcupon.ru

Родословная у казахов, дети, внуки, правнуки, фото, картинки

история, культура, традиции родного края

Родословная у казахов

Жизненные условия, порождавшие необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, практически никогда не прекращавшиеся набеги врагов, посягавших на родные степи, междоусобицы власть имущих выработали у казахов-кочевников, а их было большинство, неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом надвигающейся опасности, нашедшие выражение в восклицании «Нар-Тауежел! — Добро! Рискнем!». Поскольку жизнь и благополучие их зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, от того, как растет и воспитывается молодое поколение, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего возраста. Не случайно поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане — празднестве по поводу рождения сына более или менее состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов-импровизаторов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ему первое попавшееся, ничем не приметное, порою весьма непристойное имя, якобы для того, чтобы не сглазили ребенка, чтобы рос он не на виду, и потому здоровым и крепким. Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим «немере» — внуком только того, кто рождался от сына. Тот, кто рождался от дочери, не мог считаться внуком, и потому назывался «жиеном» (жиен), дословно — племянником, а его чадо нарекали «жиеншаром» (жиеншар) — отпрыском жиена.

Так полагалось по неписаному закону степей, где дочерей могли отдавать в жены только людям из других родов, в силу этого обстоятельства их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного клана. Бытовало даже выражение «жиен ел болмас!» — «жиена не считай своим!», а о родстве жиеншара не могло быть и речи. Только теперь, в наше время, и то преимущественно среди городской части населения, стали на европейский лад именовать детей, родившихся и от дочерей, внуками. А того, кому суждено было родиться от немере, называли «шобере», значит правнуком, рожденного в свою очередь от шобере —«шопшеком» (шопшек) — праправнуком, что означает «крохотный», «маленький», разумеется, по отношению к главе семейства. Сына же шопшека, который приходился ему уже прапраправнуком, было принято называть «немене»— «непонятным», а его потомство «туажатом» (туажат), «рожденным быть чужим». Как особые этапы на пути к совершеннолетию отмечали в казахской семье такие события, как «бесикке салу» — укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы быстро рос и набрался богатырского здоровья; «тусау кесу» — первые шаги ребенка, с пожеланиями, чтобы он умел ходить и бегать быстро; атка отыргызу— посадка на лошадь с передачей в руки не только камшы — плетки, но и копья (сyнгi), чтобы наследник умел ездить верхом, метал сунги лучше других, далеко и точно; совершение обряда обрезания и, наконец, женитьба, сопровождаемые песнями, танцами, весельем на алтыбакане — переносных качелях, игрой «кыз-куу» — «Догони девушку».

Узбекали Джанибеков

Недорогие и надежные рефлектометры с доставкой покупателю, недорого.

Республика Казахстан на карте

www.kazakhistory.ru

/ Родовые связи казахов (жузы) / Сервер Казах.ру

Родовое древо казахов Шежире в высоком разрежении (7 Мб) Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда.

Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).

Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию.

Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: “самый последний род” Улу жуза имел преимущество перед “Самым старшим родом” Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен).

Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: при определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи; при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии торжества; при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).

Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника “Казачья Большая орда”) было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: “Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю”.

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - нач XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множесте деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только.

Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе “История изучения Востока в Европе и России” писал: “Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана...”

Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.

На большинство исследователей завораживающее воздействие оказывала магическая цифра три, и поэтому делались многочисленные попытки искать разгадку в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.

Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами.

Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.

Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.

Быть может мы найдем более верный путь к разгадке, если откажемся от мистического восприятия цифры три и сочтем эту цифру в рамках нашего исследования скорее случайным, чем структурообразующим фактором. Зададим себе иной вопрос: какие жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?

С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов, возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак.

Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.

Турсун Султанов. Энергия Казахстана, 22 февраля 2000 г.Родовое деление казахов

www.kazakh.ru

Смотрите также: