Экономика 7 класс

То есть умел судить о том,Как государство богатеет,И чем живет, и почемуНе нужно золота ему,Когда простой продукт имеет.

А.С.Пушкин

Сегодня мы начинаем знакомиться с понятием «экономика».  Что такое экономика с точки зрения хозяйства?  Зачем люди создали экономику? Что такое богатство? Цивилизация? Технологии? Мы   научимся понимать смысл словосочетания «богатство страны» и анализировать причины, которые толкают человека на деятельность.

2. Новая тема.

1) Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. Оно обозначает: др.-греч. ????? — дом, хозяйство хозяйствование и ????? — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома». Но в русском языке оно прижилось в другом значении: название хозяйства не только отдельной семьи, но и страны в целом.

Прежде чем начать знакомство с новым для вас понятием «экономика», нам необходимо понять другое, не менее важное понятие «потребности».

Из чего только сделаны мальчики?Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушекВот из этого сделаны мальчики.Из чего только сделаны девочки?Из чего только сделаны девочки?Из конфет и пирожных,Вот из этого сделаны девочки.

                              С.Маршак

Так из чего же «сделан» человек? Это сложный вопрос и каждый даст на него свой ответ… Давайте представим себя людьми разных профессий и ответим на него с их точки зрения…

Итак, мы с вами: (на слайде схема, в которой не обозначено соответствие профессий и «содержания» ответов):

Обозначьте стрелками соответствие ответов, согласно мнению каждого специалиста

Готовы? Учащиеся излагают варианты соответствий. Нас будет интересовать, прежде всего, мнение экономиста.

Итак, потребность - желание или нужда в чем- либо необходимом для человека.

  2) первое групповое задание, цель которого - составить список основных потребностей. Класс делится на команды по 4 человека (две соседние парты).

Представьте себя в роли Робинзона Крузо,  вы попали на необитаемый остров. Что вам обязательно бы потребовалось, чтобы выжить?

Составляем  список в порядке  убывания важности потребностей. На составление -  3 минуты,

(Дети работают маркером на листах и вывешивают на доску). Обобщая ответы, получаем следующий список:

Потребности бывают простейшими, жизненно необходимыми и те, которые делают жизнь более благоприятной и комфортной (блага).

3) Цель следующего задания – проверить, как вы усвоили понятие «потребности».

Определите потребность в каждом из предложенных примеров, исходя из того как они обозначены цифрами на доске. Приведите свой пример. Если вы считаете, что это потребность в еде - ставите цифру 1, если в жилье - З.и так далее.

Примеры:        

Маша купила йогурт в столовой(1).

В сентябре директор  заключил договор о медицинском страховании школьников (4).

Соседи переехали в новую квартиру (З).

Мой друг завел кошку (5).

На праздник мне купили новый костюм (2).

Заслушиваются примеры 2-3 учащихся, класс определяет вид потребности.

Попробуйте определить основное свойство потребности из следующего стихотворения Михаила Матвеевича Хераскова:

Желаний никогда своих не умеряем

Имея что-нибудь, мы лучшего желаем.

Основное свойство потребностей - безграничность.

Можно ли удовлетворить потребности, сидя на одном месте? С помощью джина? И как в этом случае поступить? (учащиеся высказывают свое мнение)

Вывод из ответов:

Человеку самому приходится делать для себя все, что он хочет получить. Именно такая деятельность, направленная создание предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей, называется хозяйственной или экономической.

4)  Когда началась экономическая деятельность людей? Когда люди занялись трудом и создали примитивное орудия труда, т.е. примерно 2,5 млн. лет назад.

Цель следующего задания - проверить ваше умение выбирать главное из текста. Работаем с учебником страница 7. Внимательно прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

1,2 группа – что необходимо для полного удовлетворения потребностей людей?

3,4 группа - назовите причины отсталого положения России до и после революции.

5,6  группа - попробуйте сформулировать рецепт экономического благосостояния любой страны.        

(Ответы оформляются детьми на листах и крепятся на доске, после чего заслушиваются).  

Успешная экономическая деятельность способна сделать и отдельного человека, и общество в целом богатым. Давайте попробуем доказать это.

Но сначала нам нужно выяснить: что же такое «богатство»? (учащиеся высказывают свои версии значения данного термина)

Учитель: С точки зрения экономиста богатство - это все то, что способно удовлетворять потребности человека, что желанно и что человек стремится заполучить в собственность. Впервые эта мысль осенила, жителей Др. Греции и отражена она в мифе о жадном и глупом царе Мидасе (учебник стр. 8). (заслушивается аудиофайл) (Богатство любой страны будет определяться не количеством золота в хранилищах, а количеством произведенных товаров и услуг, нужных гражданам способами использования произведенного.

Прокомментируйте высказывание немецкого философа А.Шопенгауэра: «Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда». Что важнее богатства? 

3. Вторичное закрепление.

1. Бинарный тест, цель - проверить уровень усвоения материала (учащиеся отвечают «да» или «нет»).

1. Потребности человека - ограничены.

  1. Для удовлетворения потребностей необходима деятельность по созданию предметов и услуг.
  2. Технология – способ использования инструментов.
  3. Блага – только предметы для удовлетворения нужд и потребностей людей.
  4. Началась деятельность с появлением первого человека на Земле.
  5. Любая деятельность должна быть рациональной.
  6. Богатство - это в первую очередь золото и драгоценные камни.        

4.Итог урока. Какие понятия мы изучили? Что вы узнали нового?

5.Домашнее задание:

nsportal.ru

1.Город (село), в котором я живу (3 ч.)

Основные понятия: отрасль, материальные блага, услуги, экономика ,хозяйство, предприятие.

 Наш город (село) на карте России. Выявление историко - географических  и экономических особенностей городского хозяйства. Понятие  о городском хозяйстве как совокупности отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг.

  Экскурсия в краеведческий музей города (села) или по культурно – историческим местам.

2.Хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны (13 ч.)

 Основные понятия: товар, услуга, сырье, материалы, оборудование, изделия, полуфабрикаты, отрасль, хозяйства, сфера производств, отраслевая структура, предприятие, профессия, специальность, предпринимательство, бизнес –план, бизнес – проект, собственность(государственная, частная, личная), экономические потребности, экономические интересы, экономические отношения.

 Материальное производство  - одна из составляющих хозяйства города (села). Материальное производство – изготовление материальных благ: товаров народного потребления, изделий, оборудования и полуфабрикатов для промышленности, транспорта, торговли. Нематериальное производство – сфера услуг – составляющая хозяйства города (села).

Структура хозяйства – две сферы производства, три группы отраслей. Отрасли  добывающие, обрабатывающие и обслуживающие.

Развитие промышленности – одна из возможностей удовлетворения потребностей горожан и городского хозяйства. Предприятие  - основная единица промышленного производства. Целесообразность размещения промышленных предприятий в городе. Перспективы развития промышленности в городе (районе).

Необходимость обмена товарами и услугами для наиболее полного удовлетворения потребностей. Развитие транспорта, связи, торговли – необходимое условие осуществления успешного обмена.

Развитая инфраструктура – показатель эффективности городского хозяйства.

Практические занятия

Практическая работа: «Анализ структуры хозяйства города (села)»

Деловые  игры:1) «Профессионалы и специалисты»;        2)«Проблемы выбора»; 3) «Составляем бизнес – план фирмы».

 Дискуссия: «Каким я вижу будущее нашего города».

 Экскурсия в городское управление промышленности (торговли, транспорта, связи).

3.Проблемы город (села)- проблемы страны (9 ч.)

Основные понятия: социология, занятость, безработица, социальная защита, экология, технология, налоги, система налогообложения, бюджет, статистика, социологический опрос, биржа труда.

Социально – экономические проблемы: занятость и безработица, социальная защита, социальная помощь. Как осуществляется социальная защита населения  в нашем городе. взаимосвязь понятий «экономика» и «экология». Экологические проблемы города (региона): в чем их суть и как они решаются. Где городская администрация берет деньги на решение социальных и других проблем. Как формируется городской бюджет. Местные налоги в системе налогообложения. Налогообложение -экономическая проблема.

Практические занятия

Практические работы: 1)»Социологический опрос»; 2) «Экологическое исследование».

 Экскурсия на местную биржу труда или в налоговую инспекцию.

4. Хозяйство города (села) в системе рыночных отношений (8 ч.)

Основные понятия: рынок, рыночные отношения, приватизация, государственное регулирование, прогнозирование, программирование, муниципалитет, федерация, правительство, налоги, дотации, предпринимательство, банкротство.

 Частная собственность  фундамент рыночных отношений. Приватизация в городе (селе): как стать собственником. Объекты и субъекты городского хозяйства, экономические связи и отношения между ними. Роль предпринимательства в развитии городского хозяйства. Экономические и социальные аспекты малого и среднего бизнеса. Как муниципалитет и федеральное правительство влияют на развитие рыночных отношений.

Практические занятия

Практическая работа: « Статистическое исследование динамики изменения форм собственности в населённом пункте».

Деловая игра: «Если бы мэром был я..».

Дискуссия : «Как организовать свой бизнес?»

Календарно-тематическое планирование для VII класса

(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)

nsportal.ru

Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.                                          Физкультминутка.

2. Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. Основные участники экономики.

 Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.

Для закрепления выполняем задания:  (Слайд 7).

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 8,

на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,  почему вы совершаете ту или иную покупку?

Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).

Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?

nsportal.ru

Учебники 7 класс

Количественное соотношение между разделами, посвященными войнам и мирным периодам наводит на мысль, что войны являются выдающимися историческими событиями, которые двигают историю, наполняют ее динамизмом и вызывают определяющие исторические изменения. История мирных периодов подается исключительно как история политическая, почти совершенно лишена своего социального и культурного измерения, и производит впечатление "меж военного периода", во время которого исправляются последствия предыдущей войны и начинаются приготовления к следующей. Это приводит нас к выводу, что периоды мира намного короче и менее важными, чем периоды войны. Подаются в учебниках материалы, излагающие возможности других вариантов, альтернативных движений, несущих другие решения и не считали бы войну логичным и естественным способом решения международных проблем?

Мысль о том, что воспитание активного гражданина демократического государства требует смещения акцентов в образовании, большего внимания к человеку, стала общепринятой. Новые учебники 7 (седьмой) класс онлайн и пособия по отечественной истории отличаются от почти безлюдных учебников советской эпохи прежде огромным количеством действующих лиц.

Однако и в дальнейшем заурядная человек представлен объектом истории, ее личные переживания, идеи, убеждения людей практического значения не имеют. Социальная история, история человека, материальной и духовной культуры представлена недостаточно в учебниках новейшей истории.

Мы, учителя, должны быть открыты для много перспективного подхода, к другим, не только "наших" взглядов на историю. И очень важно вводить эти новые идеи в наши учебники по истории, чтобы история мирных периодов не подавалась исключительно как политическая история, лишенная общественного и культурного измерений, чтобы войны не представлялись нашей судьбой, а такими, которые должны контролироваться людьми, которые несут ответственность за них .

Современные учебники 7 (седьмой) класс онлайн должны обеспечивать своих пользователей современными стратегиями достижения целей образования.

Современная историческая наука исходит из того, что в силу разнообразия окружающего мира невозможно полное описание его под одним углом зрения, невозможным является и создание единой и исчерпывающей теории всего. Автор учебника при таком подходе занимает позицию неоспоримого авторитета, способного увидеть то, что невозможно увидеть другому.

Поэтому учебник истории, претендующей на научность, не может опираться на единую теорию. Речь идет об использовании различных инструментов для познания и показа разносторонних аспектов истории. Надо избегать закрытого изложения прошлого. В этой связи уместно вспомнить слова Дэвида Ловентгаля "История и то, как мы ее интерпретируем, не высечено из гранита, так что прошлое не может быть полностью восстановлено и изучение истории всегда остается незавершенным".

Цель учебника онлайн - предложить ученикам и учителям средства для работы с различными интерпретациями прошлого. В России и Украине появляются уже учебники 7 (седьмой) класс онлайн, предлагающих различные научные интерпретации и первичные исторические источники, чтобы практиковать этот подход. В таких условиях ученикам предоставляется возможность развивать зрелое критическое отношение ко всем материалам. Такие учебники открыты для отзывов и личностного развития учащихся.

В частности, в русских и украинских учебниках нового поколения появляются попытки избежания однозначно идеологизированных оценок, нередко приводятся альтернативные углы зрения на события (так автор учебника Всемирная история П.Полянский, характеризуя обреченность Веймарской республики в теме "Нацистская диктатура", приводит аргументы сторонников и оппонентов, а также представляет материалы, показывающие возможность других, альтернативных вариантов развития (например, в теме "СССР в 20-30 гг." в этом же учебнике, автор характеризует не только административный путь развития страны, но и дает характеристику либеральной модели как его альтернативы).

Изучение истории включает намного больше, чем пассивное усвоение фактов, дат, имен, и мест. История по своей сути является процессом мышления, опирающийся на свидетельства из прошлого. При правильном преподавании история развивает умение анализа и оценки. Поэтому кроме определения того, что учащиеся должны знать - то есть, исторического понимания - очень важно также учитывать, что учащиеся должны уметь для эффективного применения этих знаний на практике.

Следует помнить слова выдающегося немецкого педагога А.Дистервега "Плохой учитель предлагает истину, хороший учитель учит ее находить». Учителя не должны забывать, что их главная обязанность - в приучении учащихся к умственному труду и эта обязанность является более важным, чем передача самого предмета.

Как отмечает известный методист Н. Г. Дайри, на уроке лучше всего запоминается то фактический материал, которым учащиеся оперируют (анализируют, сравнивают, обобщают) с целью самостоятельного объяснения какого-то события, явления. Сделанные в результате этого выводы, выступают как убеждение школьников и усваиваются прочно.

Этому способствует использование в учебниках исторических источников (документы, воспоминания, свидетельства очевидцев и т.п.). Поэтому определенным достижением нового поколения учебников 7 класса является то, что документы включены во все учебники основной школы. Они нашли свое место в тексте или в конце параграфа, часто сопровождаются вопросами или задачами. Назначение этих материалов в школьном образовании - помогать создавать яркие, выразительные образы событий, личностей, эпох, а также усвоения навыков исторического анализа.

Во многих современных украинских учебниках улучшенный подбор вопросов и задач, направленные уже не на механическое воспроизведение текста, а на систематизацию, анализ, оценку информации, решение проблемных ситуаций, творческих заданий и т.п.. Это создает предпосылки для более активного и заинтересованного изучения школьниками истории, развития важных мировоззренческих представлений, социализации личности.

bookgdz.ru © все права защищены 2012-2015

bookgdz.ru

Смотрите также: