Экология 5 класс

Внеклассное мероприятие по экологии на тему "Экологический марафон". 5-й класс

Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить детей работать в коллективе, способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости и их интереса к изучению экологии.

Ход мероприятия

Игра состоит из 7 геймов, один из них конкурс капитанов.

Участвуют 3 команды “Лес”, “Вода”, “Воздух”. В ходе жеребьевки определяется состав команд.

1 гейм “Эти забавные животные”

В предложенных двустишиях нужно найти зашифрованных животных. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

1. Я захожу во все заливы, Ищу какой-нибудь поживы. (Щука.)

2. Нашел я чей-то шлем. Ура! Мне не страшна теперь жара. (Лемур.)

3. Немногие найдут мой след: Я здесь, а кажется, что нет. (Гиена.)

4. Как жаль, что мне запрещено Кусаться и ходить в кино. (Щенок.)

5. Как голубой ковер, красив. (Теленок.)

6. Дышать легко, закат пылает, Прохладный вечер наступает. (Коза.)

7. Следы костра у самой пальмы, Кора в ожогах - факт печальный. (Страус.)

8. Гром грохотал, весь лес трясло, Но я гулял грозе назло. (Слон.)

9. Промчались летние деньки –

10 .Как хорошо после дождя, Телята рады, рад и я. (Дятел.)

11. Бык - неприятная особа: Капризен, зол... Смотрите в оба. (Собака.)

12. Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной. (Овца.)

2 гейм “Лесные жалобы”

Несколько лесных животных написали жалобы, назовите их авторов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Жалоба №1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба)

Жалоба №2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы не друзья человека, и не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)

Жалоба №3

Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я узнайте? (Ёж)

Жалоба №4

Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)

3 гейм “Заморочки”

Какими поговорками можно заменить данные высказывания. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

  1. Сбился с азимута среди трех хвойных деревьев. (Заблудился в трех соснах).
  2. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
  3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
  4. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
  5. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
  6. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа - не волк, в лес не убежит).
  7. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).
  8. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).
  9. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

4 гейм “Путаница”

Команды получают карточки со стихами, в которых “перепутаны” слова. Переставьте слова в нужном порядке. За каждое правильно составленное предложение - 5 баллов.

Пингвины - жители пустыни, Шоферы знают толк в малине, Ребята ползают в трясине. Медведи возят груз в машине, Неспешно ходит черепаха, Могучий еж не знает страха, Колючий лев в траве таится, За ним охотится лисица. Нет ни склада тут, ни лада... Переставьте все как надо!

festival.1september.ru

Экология родного края. 5 класс

Пояснительная записка

В федеральном учебном плане для образовательных учреждений Р.Ф. В основной школе на курс природоведения в 5 классе отводится 70 часов(2 часа в неделю).

Для организации учащимися основного курса в региональный компонент перенесло 1 час краеведческой направленности. В предлагаемой программе планируется реализация краеведческого подхода заполняющего развивающего и конкретизирующего основное содержание (основной целью является изучения материала, формирование и развитие экологической культуры подростков, воспитание ответственного отношения к окружающей среде и экологическим проблемам вообще и проблемам своего микрорайона).

Обучение на уроке должно быть направлено не на заучивание знаний о явлениях и предметах природы, а на осмысливание детьми того, как протекает жизнь. Для этого необходимо знать детям, по крайней мере, минимум экологических знаний.

Главная идея курса:

- освоение знаний о многообразие объектов и явлений природы;

- овладение начальными учениями проводить наблюдения, описание. Формулировать выводы:

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

Основные задачи курса:

- формирование знаний о природе и обществе.

- воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому.

Учащиеся должны уметь:

- Выявлять и описывать виды воздействия природы.

- Работать с дополнительной литературой

nsportal.ru

Основное содержание тематического плана экология 6 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Среда обитания. Условия существования. Экология растений. Экологические сообщества

1

Для чего нужен свет растениям

Экологические группы растений по отношению к свету

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Влияние света на строение листьев. Регуляция условий освещения. Экология растений

Условия существования. Взаимное влияние

Воздушное питание. Растения длинного и короткого дня. Нейтральные растения. Светолюбивые растения. Тенелюбивые растения. Теневыносливые растения. Эфемероиды. Глубокий покой. Летнезелёные растения

Вечнозелёные растения. Влияние света на строение листьев

4

Тепло в жизни растений.

Для чего нужно тепло, его источники. Температура тела растений. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Температурные границы. Промораживание. Вторичное цветение. Точечные термометр. Вегетационный период. Тепловые пояса. Полюс холода

3

Вода в жизни растений

Для чего нужна вода растениям. Поступление и удерживание воды в растениях. Экологические группы по отношению к воде. Влаголюбивые растения. Растения с умеренным увлажнением. Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой

4

Воздух в жизни растений

Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений. Приспособления ветроопыляемых растений. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Приспособление семян к переносу ветром. Засухоустойчивые растения. Сернистый газ. Серная кислота. Кислотные дожди. Ветровал. Бурелом

Флагообразная крона. Разнос семян и плодов. Перекати-поле.

3

Почва в жизни растений

Что такое почва, для чего она нужна растениям

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. Улучшение почв человеком. Состав почвы. Почвы : супесчаные, песчаные, суглинистые

Азотное голодание. Азотолюбивые. Солёновыносливые растения.

3

Животные и растения.

Животные-опылители. Распространение плодов и семян. Растительноядные животные. Растения-хищники. Опыление: насекомыми, птицами, млекопитающими. Растительноядные животные. Выпас. Луговая ветошь. Растения хищники, эпифиты

2

Влияние растений друг на друга

Прямые влияния растений друг на друга

Влияние растений через изменения среды. Круговорот веществ.  Сожительство растений и их болезни.

Времена года в жизни растений. Фенология. Растения полупаразиты, паразиты. Корневые присоски. Затенение

Конкуренция. Фитоклимат. Сапротрофы. Круговорот веществ. Строение гриба. Микоризы. Фитофторы

5

Изменение растений в течение жизни

Возраст растений, как его определить. Периоды жизни растений. Где и как обитают растения

Разнообразие жизненных форм растений. Растительное сообщество, его состав. Разнообразие растений

Строение и изменение растительных сообществ

Воздействие человека на растительность

Редкие и охраняемые территории. Глубокий покой

Вынужденный покой. Весеннее сокодвижение

Почвенный запас семян. Торчок. Период молодости и зрелости. Широкая и узкая приспособленность растений

Жизненные формы: Полукустарники, кустарники, деревья, травы. Устойчивость растительных сообществ

Корабельные рощи. Мачтовые сосны. Видовой состав растительных сообществ. Обилие вида. Плотность вида

Господствующие виды. Формула древности. Опустынивание. Эрозия. Заповедники. Заказники. Красная книга

9

Перечень учебно- методического обеспечения:

Данная программа ориентирована на использование учебника : «Экология растений»., Былова А. М.; Шорина Н. И. 2001 г.(

Диск с презентациями на тему: «Среды жизни», «Животные-хищники», «Вода, как много в этом звуке», «Исчезающие и редкие виды животных».

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                           На основе  базисного учебного плана (Утвержденного приказом  Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004 года. программа по экологии  для образовательных учреждений 7 класса под редакцией 7класс; Бабенко В. Г., Богомолов С. П.; М.: «Вентана-Граф» 2001 г.  Рабочая программа  рассчитана на 34 учебных часа 1 час в неделю.        Настоящая  рабочая программа представляет собой часть образовательной области экологии и предназначена для учащихся 7 класса основной школы.                                                                                                                                                    

МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

        Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

- Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

- Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

- Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

- Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

- Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

и творчества.

По окончанию курса ученик должен:  знать  многообразие условий обитания животных. Основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.  Примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных  экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона. Взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.  Роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных,  роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.                      

уметь: Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.  Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

 Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Целью курса является изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами окружающей среды.

Основное внимание уделяется экологическим адаптациям животных различных видов к условиям обитания, взаимодействию животных с другими членами биоценозов и их роли в естественных и созданных человеком экосистемах.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений».

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.

 Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики  программы.

 Уроки проводятся в форме лекций, семинаров, с использованием ИКТ и наглядных пособий.

Учебно-тематический план экология 7 класс

nsportal.ru

Учитель:

Количество часов на год: всего 35 часов, в неделю 1

Планирование составлено по программе авторского коллектива учебника А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова, Д.Л.Теплова «Экология» 5 (6) кл. – М.: Устойчивый мир, АО Московские учебники, 2008. – 272 с. 

Данная программа допущена Министерством общего и профессионального образования РФ

Тематическое планирование составила _________

Пояснительная записка

  Данная программа допущена Министерством общего и профессионального образования РФ , составлена по программе авторского коллектива учебника А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова, Д.Л.Теплова «Экология» 5 (6) кл. – М.: Устойчивый мир, АО Московские учебники, 2008. – 272 с., по которому предполагается обучение учащихся 5 кл. На изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю).

Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, о ее разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. За основу взята информация о живой и неживой природе, полученная в курсе «Окружающий мир».

Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядится биологическими знаниями.

        Изучение экологии направлено на достижение следующих  целей:

?освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

?развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

?воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

?использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи:

Обучения:

привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала

способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические  объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе

продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников

слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

эстетических эмоций,

умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных

пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания: способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  пятиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока

nsportal.ru

Рабочая программа по курсу "Экология", 5 класс (стр. 1 ) | Социальная сеть Pandia.ru

МКОУ «Казачинская ООШ» Первомайского района

«ПРИНЯТО» «Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Казачинская ООШ»

школы ______________ Шишкина Т. Н. ___________ Грищенко И. В,.

Протокол № ___ от «___»_______2013 «___»_________2013 Приказ № ___ от «___»_________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу "Экология"5 класс

(Природа. Введение в биологию и экологию)

на 2учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена:

в соответствии с программой «Природа. Введение в биологию и экологию» авт. Т. С.Сухова, В. И.Строганов Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2005 год. на основе программно-методического материала. Экология 5-11кл. Автор - Акифьева Е. В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2005год.
  •   данная программа подкреплена учебником авт. Т. С.Сухова В. И.Строганов «Природа. Введение в биологию и экологию», 5 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2005 год.
  •   методическое пособие, используемое в работе: Т. С.Сухова В. И.Строганов «Природа. Введение в биологию и экологию», 5 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2002 год.

Количество часов –34 (1 час в неделю)

Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Курс даст обобщенные представления о жизни на Земле, ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. За основу взята информация о живой и неживой природе, полученная в курсе «Природоведение».

Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит, на наш взгляд, убедить учащихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядится биологическими знаниями.

Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:

?освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

?развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

?воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

?использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Экология» (5 класс )

Обучения:

привить познавательный интерес к новому для учеников предмету

через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю. Бабанского

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34 уроков способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников

слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных

пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у пятиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы

Введение (2часа)

Экология - как наука. Экскурсия. «Взаимосвязи живых организмов и среды».

Тема 1. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (6 ч, в том числе: 1 ч — практическая работа)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия. Среда обитания. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

Практическая работа. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

Опыт в домашних условиях. Условия прорастания семян.

Тема 2. Как питаются живые организмы (1 ч)

Роль воды в питании живых организмов. Основные понятия. Вода — растворитель. Нитраты. Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды. Опыт в домашних условиях. Испарение воды листьями.

Тема 3. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (1 ч)

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду. Демонстрационный опыт. Опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 4. Многообразие живого мира (13 ч, в том числе: 2 ч — экскурсия)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустынях, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические единицы. Царства живой природы: простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. Человек как вид. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы. Экскурсии. Многообразие живых организмов. Живые организмы весной.

Тема 5. Жизнь в сообществах. Экосистема (10 ч, в том числе: 1 ч — практическая работа)

Жизнь в сообществах. Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение растений. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Практическая работа. 1.Уход за комнатными растениями (1 ч). 2.Урок рисования: красота и гармония в природе. (По усмотрению учителя.)

Задание на лето

Практическая часть. В учебнике, написанном в соответствии с данной программой, даны карточки задания для всех названных в программе экскурсий, практических и лабораторных работ, опытов, проводимых учащимися самостоятельно в домашних условиях.

Учебно - тематическое планирование

pandia.ru

Смотрите также: